Чтобы путешествовать и открывать для себя что-то новое, необязательно уезжать за тридевять земель от дома.
Недавно мы с друзьями галопом пронеслись по горной части Северной Осетии. Стартовали из соседнего с Верхней Балкарией осетинского Дигорского ущелья и проехав по перевалам через Алагирское, Фиагдонское, Даргавское и Кармадонское ущелья, спустились в селение Чми и закончили свое краткое знакомство с республикой в ее столице - Владикавказе.
В каждом ущелье мы делали радиальные выезды, чтоб осмотреть достопримечательности, доступные с дороги.
Всего мы потратили на это 5 дней, но так как заявленный формат был быстро все увидеть, то мы только подъезжали к достопримечательности, фотографировали и мчались дальше. Хотелось, конечно, побыть там подольше, полазить по древним развалинам, походить по горным тропам, но таковы были условия игры...
Вот мои основные впечатления от посещения соседей, основанные на том, что я увидела собственными глазами и шапочном экскурсе в историю, посредством небольшого серфинга по просторам интернета.
Очень обжитые горы, видно, что люди пришли сюда давно и обосновывались капитально. Везде башни, террасы, руины древних поселков. Забравшись в горы, люди осваивали любой мало-мальски пригодный для жизни клочок земли.
Считается, что осетины - это потомки горцев, издревле населявших ущелья и представителей аланского государства, скрывшихся в горах от нашествия татаро-монгол в начале 13го века, поэтому многие поселки и их архитектурные памятники насчитывают несколько веков. Например, заградительная стена близ селения Бугултикау датируется VII-IX веками, само село появилось в XVII веке. Знаменитый замок-Фрегат датируется 14-16 вв.
В общем Осетия набита древностями, здесь можно увидеть такие необычные для обитателей равнин архитектурные формы как оборонительные башни, склепы, горские замки, наскальные и пещерные крепости.
Вдоль дорог постоянно видишь разнокалиберные башни. В интернете пишут, что в Осетии их порядка 300. Все башни принадлежали и принадлежат представителям определенного рода. Иногда можно увидеть древние башни, входящие в состав современных частных владений. Как, например, эти. Там их целых три штуки за забором.
Очень мило, что дорого-богато по осетински - это не здоровенный дом с псевдо евро ремонтом, а каменный дом в национальном стиле, двор и самое главное - родовая башня!
Больше всего эту удивительную связь времен я почувствовала в горном поселке Верхний Мизур, куда мы достаточно долго крались на Ниве, как мне показалось по бесконечным обрывам и серпантинам, думаю это с непривычки, потому что разумеется после всех треволнений, связанных с горной дорогой, мы увидели семерку, припаркованную у одного из домов.
Основание Мизура относят к XVI веку, постепенно он разросся настолько, что мизурская община, включающая несколько поселков, основанных выходцами из Мизура, стала занимать значительную часть полки под Скалистым хребтом (массивные скалы, вздымающиеся в правой части фотографии). Мизурское общество, включающее в себя несколько поселков, насчитывало 172 двора, сейчас же постоянно живут 14 дворов.
Тем не менее, чувствуется, что поселок живой, хотя такое ощущение в основном создает действующее кладбище и недавно отреставрированная церковь св. Архангела Михаила.
На кладбище можно увидеть и древние могилы в виде холмиков, окруженных камнями, и цырты, и склепы, и классические могилы с крестом начала прошлого века, и современные надгробия. Из увиденного мы сделали вывод, что в фамильных склепах хоронят умерших и по сей день!
А что такое цырты? В переводе с осетинского - надмогильный камень, памятник. Классический цырт - это прямоугольный камень в человеческий рост, сориентированный по сторонам света. На надгробии высечен образ покойного, орнаментальный или антропоморфный. Прямым предком осетинских цыртов можно считать скифские, а затем аланские надгробия.
Хотя в современном Мизуре есть и островки настоящей жизни. Это такие умилительные фермы! Как молодые ростки на теле упавшего дерева. Разумеется, они не были бы так прекрасны, если бы не совершенно бомбические пейзажи вокруг!
Подкупает то, что осетины явно осознают, какое великолепие их окружает, потому что окна многих современных построек не смотрят замкнуто внутрь двора, а развёрнуты в сторону красоты. Недавно услышала изречение о том, что есть люди, которые видят красоту, есть люди, которым можно показать, и они увидят, а есть те, которые просто не видят. У меня сложилось впечатление, что осетины видят, так как у них достаточно много всяких арт-объектов, скамеек с видом на горы, качелей, на красивой площадке над обрывом мы видели такой объект, как "дверь в природу».
Можно решить, что это для туристов, но нет, тут и там натыкаешься на уютные местечки, которые местные жители обустраивают для себя. Скамеечки, столики разбросаны в живописных местах, какие-то в поселках, какие-то во дворах, а на некоторые натыкаешься в укромных уголках посреди леса. Видно, что люди не просто сидят, общаются, но и наслаждаются красотой вокруг. Это часть быта.

На это местечко мы наткнулись, изучая на машине местные тропы, которые показала нам карта. К этой полянке вела еле заметная дорожка, выпиленная в лесу в крутом склоне горы. Это выступ скалы, с которого открываются вот такие виды.
Невозможно не упомянуть о том, что в Осетии чисто. Выходишь на обочине из машины и даже удивительно, что не валяются бутылки и полиэтиленовые пакеты. Местные жители и коммунальные службы хорошо следят за чистотой. И даже немного страшно думать о том, что будет со всей этой пасторалью, когда нагрянут толпы туристов.
По горной Осетии интересно кататься на машине. Она вся изрезана дорогами. В основном это грунтовые дороги разной степени сложности. Асфальт проложен только по дну основных ущелий. Из ущелья в ущелье можно переезжать по перевалам, и справится с этим любая машина в исправном состоянии. На внедорожнике тут тоже есть где поездить. Можно забраться подальше и повыше. Хотя многие местные ездят везде на семерках)))) Как они это делают - уму не постижимо.
Увлекшись своим рассказом, я забыла, что хотела поделиться фотографиями таких распространенных в Осетии архитектурных форм, как наскальные и пещерные крепости и склепы.
Часто комплекс склепов, напоминающих домики, называют городом мертвых. Самый большой и известный в Осетии находится в селении Даргавс.
Наскальную крепость мы увидели в маленьком селе Дзивгис.
Дзивгисская пещерная крепость, возведенная предположительно в XIII—XIV веках, — одно из наиболее мощных фортификационных сооружений не только в Осетии, но и на Северном Кавказе. Она пристроена ко входам в естественные пещеры, находящиеся на разных высотах. Основное укрепление располагается на нижнем ярусе. Подняться в него можно через пролом в стене — по выложенной из камня лестнице.
Ныне маленькое село раньше было духовным центром Куртатинского ущелья. На его территории расположен культовый комплекс, посвященный покровителю мужчин Уастарджи. С приходом христианства, здесь построили церковь, а образ Уастарджи стал ассоциироваться у осетин со святым Георгием.
Верующие осетины принадлежат к разным конфессиям. Больше всего в республике православных христиан, но, насколько я поняла из рассказов, с традициями, унаследованными с языческих времен. 29% верующих придерживаются верований предков, т.е. чистые язычники и жители ряда селений мусульмане.
Несколько ошалев от обилия достопримечательностей, мы приехали в столицу республики Владикавказ. Хороший светский город. Уютный малоэтажный цент, обилие скверов, старинных домов, современных магазинчиков, старый трамвайчик, позволяют почувствовать себя в лоне цивилизации. Приятным сюрпризом для меня стала нормальная музыка в кафе. Потому что у нас на Кавказе с этим традиционно проблематично. Чаще всего это какая-нибудь лютая попса.
А еще я не сказала самого главного - в Осетии есть большие горы! И есть грандиозные планы развития этой республики. В ближайшем будущем здесь предполагают построить новый горнолыжный курорт Мамисон. Если этим планам суждено сбыться - думаю, что место станет чрезвычайно популярным.
P.S. Далее следуют фотографии, которые не попали в контекст, но которые все-таки хочется выложить.