Представьте себе, что перед вами склон. Белый, чистый. Поле, перегиб, поле. Тут и там раскинуты скалки большие и малые. Ниже начинаются кулуары, длинные крутые. А еще лес… Какая мысль первой появляется у вас в голове?
— Ой, ссыкатно!
Нет, эта мысль тоже придет, но сначала вы подумаете другое. )))
— Сейчас пульну!
Или вариации на тему.
При этом каждый нормальный человек отдает себе отчет в том, что практически любой неподготовленный склон таит в себе потенциальную угрозу. Но как у нас заведено, чем страшнее, тем интереснее. Кататься хочется, а рисковать понапрасну — нет. Поэтому, чтоб не быть «тварью дрожащей» или, наоборот, «слабоумным и отважным», необходимо взять на вооружение несколько правил:
1. Уметь кататься.
2. Грамотно выбирать маршрут.
3. Иметь необходимое снаряжение.
1. Уметь кататься.
Имеется ввиду, что человек должны как минимум уверенно ездить по трассам и уметь поворачивать на любом покрытии, будь-то плотный снег, наст или пухляк. И выбирать спуски по силам. Такие, по которым можно ехать и сохранять контроль движения.
Для безопасности так же важно повышать свое мастерство шаг за шагом, не перепрыгивая ступени. Освоили катание по трассам, потихоньку выезжайте за ее пределы. Научились ездить по разному снегу вокруг трассы, берите гида или опытных друзей и вперед, на несложные фрирайдные маршруты. И т. д. Не стоит сразу лезть туда, где вы будете тупо сползать на заднем канте, а потом хвастаться, что скатились в супер-пупер кулуаре и, надо же, с вами даже ничего не случилось.
При этом, следует учитывать, что пробуя что-то впервые, райдер в любом случае будет совершать технические ошибки и подвергаться большему риску, чем тот, кто уже умеет это делать. Те не надо ждать, что научившись кататься по 35˚ склонам, человек помчится как лань по 45˚ склонам. Скорее всего, он местами прошкребется, а кое-где и кувыркнется.
Может быть этот совет кому-то покажется смешным, но многолетний опыт работы гидом на российском курорте показывает, что люди, как бы так помягче выразиться, недооценивают опасностей внетрассового катания.
Пример:
Едем в Северный Цирк на Чегете, а там парень учит свою девушку поворачивать. На вопрос о том, как же их сюда занесло, получаем ответ, что на трассе девушка себе все булки отбила, вот и решили поехать в Северный Цирк, тут-де помягче… Вот так. Но это, конечно, крайность. Данная статья адресована людям, у которых есть голова на плечах.
2. Грамотно выбирать маршрут.
Выбор маршрута — ключевой момент во фрирайде. Тут парой абзацев не обойдешься, т.к. нужно не только хорошо кататься, но и уметь «читать» горы: видеть рельеф, выделять его опасные и безопасные места, иметь понятие о лавинах. Об этом написано достаточно много как в печатных пособиях, так и в интернете.
Но все равно тем, у кого нет возможности проводить много времени в горах, я бы посоветовала пройти школу фрирайда, где учат прокладывать маршрут, как в теории, так и на практике. Это, так сказать, азбука фрирайда. Я считаю, что можно самостоятельно, вооружившись пособием, научиться кататься как на лыжах, так и на сноуборде. Тут особо ничем не рискуешь, разве что техника может быть не очень у самоучки, да пара лишних синяков. А вот учиться кататься фрирайд по книжке куда как опасней. Можно и шею свернуть. К тому же, даже катаясь с гидом, хорошо понимать, как и куда ты едешь, чтоб не подвергать никого опасности и получить максимум удовольствия от этого приключения, потому что обыграть интересный рельеф — это всегда добавляет фана.
Озвучу несколько основополагающих правил:
а. Прежде чем куда-то ехать, в обязательном порядке ознакомьтесь с маршрутом. Посмотрите на него снизу, сбоку. Убедитесь, что он везде проезжабелен. Запомните ориентиры. Учтите, что сверху склон будет выглядеть совершенно иначе. Выделите опасные участки и безопасные точки для остановок.
Мысленно проиграйте ваш проезд. Обозначьте себе, где вам нужно быть аккуратным, а где можно и повыпендриваться. И ОБЯЗАТЕЛЬНО представьте, что вы будете делать, если вдруг снег тронется и пойдет лавина. Подумайте, куда вы будете убегать.
При этом стоит учитывать, что в одних местах, можно спастись, но есть и места, где деваться вовсе некуда.
б. Оцените лавиноопасность склона.
На каждом горнолыжном курорте существует лавинная служба. Проконсультируйтесь с ними о состоянии снежного покрова. Смотрите по сторонам, если на соседних склонах видны следы свежих лавин, значит обстановка неблагоприятная. Прислушивайтесь, если склон под вами проседает и ухает, то в этот день никуда ехать не надо, потому что снег крайне нестабилен. Если же деваться уже некуда, выбирайте максимально безопасный маршрут и будте начеку.
Так же каждый фрирайдер должен знать о том, как погода влияет на снежный покров. Ветер, снег, резкие изменения температуры — все это может делать склон лавиноопасным.
в. Не катайтесь в одиночку. С друзьями не только интереснее, но они могут оказаться рядом, чтобы спасти вашу жизнь. Из этого вытекает другой правило — учитесь кататься в группе. Лавиноопасные склоны проезжайте по одному, присматривайте друг за другом. Не подрезайте склон над товарищем. Выберите безопасное место для сбора группы. Подъезжая к стоящему человеку, сбросьте скорость заранее.
Ну а если уж приспичило залезть куда-то одному, обязательно предупредите, куда вы направляетесь.
3. Иметь необходимое снаряжение.
Подходящие для фрирайда лыжи / сноуборд само собой и ВСЕГДА с вами должны быть бипер — щуп — лопата.
Именно бипер позволяет быстро найти человека под лавиной. Если пострадавшего не нашли в первые 15 минут, его шансы на выживание резко сокращаются. Поэтому научиться им пользоваться и попрактиковаться нужно заранее.
Но отправляться в путь с одним бипером без щупа и лопаты — это наплевательское отношение к своим товарищам. Потому что голыми руками быстро откопать человека из-под лавины не получится. Более того, нужно знать, как правильно организовать спасработы. Как правильно искать, каким способом эффективнее всего копать, как оказать первую помощь пострадавшему.
В общем, товарищи фрирайдеры — ученье свет, а неученье — тьма. И учиться мы будем всю жизнь, потому что ни один день в горах не бывает одинаковым.
Эта статья была написана мной для сайта ski.ru